«Дизайн архитектурной среды этнографического музея татарской культуры в поселке Юрт-Оры»
Музейный комплекс “Юрт-Оры” представляет собой историко-этнографический музей культуры сибирских татар на территории древнего поселения чатских татар села Юрт-Оры, где сохранилось исторически сложившаяся архитектурная планировка жилых и хозяйственных строений, бытовых условий и занятий сибирских татар.
Отличительной особенностью поселения является его нахождение на территории древнего городища, стоящего на учете, как вновь выявленный памятник археологии. Имеющийся в настоящее время научный материал позволяет говорить об уникальности древнего поселения Юрт-Оры с его зоной культурного слоя, а также о значении изучения истории и культуры сибирских татар не только для Новосибирской области, но и для Западной Сибири в целом.
Задачей Музейного комплекса – является создание реальных условий для сохранения и использования в научных, образовательных и туристических целях уникального археологического объекта. В целях развития социальной активности населения, - территория музейного комплекса будет местом проведения досуга для жителей новосибирской области и туристов, а не только местом научных исследований.
|
Разные народы по разному создают то, что потом называется словами: “государство” или “империя”. В отличие от запада Российская империя развивалась вширь органично, и оставалось устойчивой присоединяя даже такие огромные пространства, как Сибирь.
Небывало огромная территория Сибири, становясь частью Русского государства и заселяясь Русскими, оставляла в себе место и для сибирских народов, причём численность некоторых составляла всего несколько тысяч человек. Такого примера завоеваний не знает ни одно государство Западной Европы и Америки, где коренные народы либо полностью истреблялись, либо превращались в быдло и рабов.
Конечно же в период складывания территорий Российской империи было и великое множество случаев насилия, несправедливости и неоправданной жестокости, но всё таки в целом завоевание и присоединение чаще всего приобретали форму вживлении, срастания покорителей и покоряемых.
В какой-то степени эта черта была характерна лишь для великой империи созданной Чингисханом, когда собирая дань с покоренных народов, завоеватели сохраняли их такими, какими они были, оставляя нетронутыми даже государственные институты и религиозные верования. Способность русских находить почву для сближения с другими народами особенно поражало иностранных наблюдателей, побывавших в Сибири. Все они неоднократно обращали внимание на отсутствие у русского человека снобизма в отношении населения колонизированных территорий, обычно столь свойственного западноевропейским поселенцам.
При крупных западносибирских крепостях и городах издавна сложились татарские слободы, и местные воеводы неоднократно доносили в Москву “что всяк из чинов жилецкие люди живут в татарских юртах…с татарами вместе…пьют и едят из одних сосудов, и детей приживают”.
Именно там, в самом начале хождения территории Сибири в состав Российского государства, на основе сплава русской культуры и культур сибирских народов, сформировалось общность людей получившее позднее ёмкое название – сибиряк.
“Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы, - отмечает академик С.Д. Лихачёв – если природа необходимая человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной осёдлости”, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины”.
Сибирские татары одна из наиболее многочисленных групп коренного населения Западной Сибири, по происхождению и культуре отличающаяся от остальных татар, живущих в Западной Сибири, выходцев из Поволжья – казанских татар. В отличие от других народов Западной Сибири сибирские татары сформировались сравнительно поздно.
В традиционной культуре некоторых из групп сибирских татар прослеживаются черты сходства с ханты и манси. Формирование Сибирских Татар началось в VI – VIII веках в связи с переселением древних тюркских племён с Алтая и с центральных районов Казахстана в лесостепи Западной Сибири.
Тюркские племена пришли на территорию, где жили Угры и самодийцы – предки современных ханты, манси, селькупов. Часть этого населения они потеснили к северу с частью смешались. Так, в состав Барабинских татар вошли предки – ханты, в состав Туринских – ханты и манси, в состав томских – предки селькупов.
В XIII веке, во время походов Чингисхана, тюркские племена продвинулись к северу, в таёжную зону. Затем Тюркские племена попали под влияние монголов и отчасти смешались с ними. До XV века тюркские племена в составе Сибири находились в составе золотой орды.
Во второй XVI века власть в Сибирском ханстве захватил хан Кучум, который называл себя ханом тюменским и сибирским. С войсками Кучума столкнулись казачьи отряды Ярмака. Решительное сражение произошло в 1582г. Кучум потерпел поражение, бежал в Ногайскую Орду, где и был убит. Татарские князья и мурзы приняли русское подданство. Часть татар ушла на восток на Томь и Чулым, где слилась с томскими татарами и образовала группу чулымских тюрок. В XV-XVI вв. и позднее, в XVIII-XIX вв., на юг Западной Сибири проникали группы уйгуров, телеутов, узбеков-бухарцев, башкир, казанских татар, казахов, часть которых слилась с предками сибирских татр.
Таким образом, процесс происхождения сибирских татар достаточно сложен. В течении длительного периода времени произошло смешение очень многих этнических групп. Современный этнический состав сибирских татар весьма сложен, что связанно с их происхождением и историей.
Деревня Юрт-Оры является древним поселением чатов – группы так называемых Томских татар входящий в Сибирско-татарский этнос. Томские татары сложились из чатов, эужтинцов и калмаков и заселяют Томский р-он томской области, колыванский р-он новосибирской области (ещё на ряду с Юрт-Орами д. Юрт-Акбалык), юргинский и яшкинский р-ны кемеровской области.
К приходу русских чаты жили, в р-нах барабенской степи, предстовляли собой племенное объединение возглавлявшиеся князцами и мурзами. С приходом русских в Западную Сибирь они сначала платили дань в г. Тару, а затем в г. Томск, передвинувшись к реке Оби и перейдя к осёдлому образу жизни. На Оби у Кривой Луки, чаты основали городок, который в русских документах назвался Чатским. Как предполагают учёные, этот городок стоял на берегу Оби, где-то возле современной деревни Юрт-Оры.
Имеются сведения, что чаты жили по берегам Оби и до прихода русских, поэтому появления поселения сибирских татар, где находится сейчас д. Юрт-Оры можно отнести к последней четверти XVI в. Они играли большую роль в охране земель Русского государства от телеутов, колмыков, посылались на службу в разные остроги и городки Западной Сибири.
Чатские татары проживали в среднем течение Оби. Существует легенда что прежнее место их обитания находилось в верховьях рек Омь и Тартас (Барабинская лесостепь), откуда они и получили своё название “чать” - “…которое же на татарском языке значит – мыс между двумя реками, понеже на таком месте было главнейшее их жилище”.
Чатские городки были сильно укреплены и имели сложную систему обороны из рвов шириной из 10-12 м и глубиной до 5 м и глубиной до 5 м и валов – высотой до 1 м и шириной до 4 м. Дополняли эту оборонительную линию ряды бастионов. Они состояли из 2 частей, разделённых рядами укреплений и прежде чем попасть во внутреннюю часть такого “городка”, нужно было захватить внешнюю, которая была сильно укреплена. Такая конструкция городища напоминает планировку европейских городов – внешний город, где проживала основная часть населения, и внутренний – “цитадель”, где жила знать. Площадь городищ в Новосибирском Приобье колеблется от 400 до 1600 кв.м. По расчётам доктора исторических наук Т.Н. Троицкой численность населения городищ Новосибирского Приобья могла составлять от 50 до 100 с небольшим человек.
Чаты делились на южных и северных. На территории их рассиления было известно несколько их городищ. Одно из них них называемое позднее “чертово городище” расположено в г. Новосибирске в Октябрьском р-не рядом с Городским Центром творчества учащихся “Юниор”, в прилегающем к нему парке.
На территории другого укреплённого городка чатов расположена современна деревня чатских татар Юрт-Оры (или Умар-аул) в Колыванском р-не Новосибирской области. В 1805г. в Юртах Орских проживало 137 татар (74 мужчины и 63 женщины), в 1897г. – 224 человека, в 1911г. – 270 человек. В их составе было 76% сибирских татар, 15% поволжских татар – переселенцев и 9% - русских.
Все вышеперечисленные поселения и городища чатских татар представляют собой не только ценные исторические и археологические источники по древней истории Новосибирской области, но и являются свидетелями событий тесно связанными с историей Российского государства в XV-XVI вв. – времён царствования Бориса Годунова.
В результате археологических раскопок на всех городищах были изучены жилые хозяйственные зоны обитании сибирских татар. Жилища были площадью от 16 до 48 кв.м и углублялись в землю на 30-50 см.
Основой хозяйства сибирских татар было полукочевое скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корму. Интересные наблюдения приводит учёный Лоренц Ланге который указывал, что лошади Татр ходят по лесу и добывают себе пищу из под снега. Европейским путешественникам было непривычно видеть скот пасущийся зимой, поэтому лошади были приняты ими за диких.
В небольших масштабах существовало земледелие. Посевы производились возле городищ, зимних юрт, на возвышенных участках, землю обрабатывали в ручную с помощью мотыги. Основным культивируемым растением был ячмень, сеяли, возможно, и овёс.
Охота была источником массной пищи. Шкуры животных широко использовались в хозяйственных целях, из них изготавливали одежду, обувь и др. Охота велась с целью добычи пушнины, которая шла на выплату дани родовым князьям и была мерилом стоимости в торговых операциях.
Занималось местное население рыболовством. Промысловое значение имели осётр, стерлядь, налим, щука. В небольшом количестве добывали окуней, язей, чебаков, карасей и другую рыбу.